Степанов Александр Иванович  

Родился 14.06.1948, член Союза писателей России (1997), поэт.
Окончил восьмилетнюю школу №49 (1963), вечернюю среднюю школу (1980).
В семидесятых годах работал театральным художником-бутафором, конструктором кукольной механики, художником-бутафором по особо сложным работам, заведующим художественно-постановочной частью театра куклы и актёра «Буратино». Свою трудовую деятельность по основной специальности начал в 1964г. Основные специальности:
1984 – прошёл полный курс теоретического и производственного обучения по спец. «наладчик автоматических линий и агрегатных станков» – курсы переподготовки ММК, присвоена высшая квалификация;
Электро-ремонтный цех ММК: наладчик автоматических линий и агрегатных станков (1985-1994);
1994 – обучался на курсах переподготовки «наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики» – высшая квалификация. Цех контрольно-измерительных приборов и автоматики ММК:
наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики (1994-1996);
С 1996 - по н.вр. инженер-электрик, энергетик на различных предприятиях города.
Поэзией увлёкся в конце семидесятых годов. В 1992г. был удостоен премии литературного конкурса «Виват Россия», проводившимся в Магнитогорске. В 1996г. издана книга Степанова «Дойдя до середины». В 1997г. был рекомендован, а вскоре и принят в Союз писателей России. В 1998г. был награждён Почётной грамотой и премией губернатора области за творческие успехи.
В 2002 г. был награждён дипломом Академии литературы России за достижения в области литературы (Москва).
В 2003 г. в Челябинском ЧПО «Книга» издан сборник поэтических и прозаических миниатюр «Зернь».
В том же 2003г. принял участие в III Всероссийском конкурсе им. К. Нефедьева и награждён дипломом и ценным призом Союза писателей России за работу над книгой «Зернь».
Поэтическое творчество Степанова можно кратко охарактеризовать как философскую лирику. С. - поэт со своим особым видением мира, собственной поэтической интонацией, гражданской и человеческой позицией. Стихи С. о Вечности, Жизни, Смерти, Любви, Отечестве, Красоте, Созидании.
Проза – рассказы, поэтические очерки об уральских камнях.

Соч.:
1. Степанов А. Дойдя до середины. Магнитогорск, изд-во «Арс-Экспресс».
2. Степанов А. Зернь. Челябинск, ГУП ЧПО «Книга».
3. Степанов А. Цикл стихов о цветных камнях «Негаснущие краски», журнал «Партнёр», №1, №2 2000»
Библ.:
1. Воронов Н.П. Эссе. Три возраста, газ. Магнитогорский рабочий, 3 окт. 1998.
2. Троицкая Н.Г. Как первая любовь. Мысль, вооружённая рифмой. журнал «Элита России», Москва, 2002 – Спец. выпуск «Магнитка-крепость России».
3. Шибанов А. Г. Я – русский, вещество России. газ. Магнитогорский рабочий, 14 июня 2003
4. Н. Кузнецова, Н. Макаричева, А. Власкин, И. Воскобойникова, А. Шибанов. «Зернь» Александра Степанова. Журнал «Партнёр», №6,2003.
5. «Область вдохновения». 70-летию челябинской области посвящается. 1934-2004. Юбилейное издание. 2т. Челябинск. Южно-Уральское издательство. 2003. (А. Степанов., п.2/ поэзия, стр.165-167)
Александр Степанов



Негаснущий веками пламень

Камень Зари
Невзрачен в глыбе родонит.
Пока под черной коркой камень,
Не ведаешь, что он хранит
Негаснущий веками пламень.
Открывшись глазу, алый цвет
Вселяет в сердце облегченье,
К Гармонии... Красе влеченье
Дарует он на много лет...

Гребень лета. Урал. Сибирский тракт. Звучащее лесными жаворонками, кузнечиками и слепнями, одуряющее пряным духом трав и смолистой хвои неподвижное послеполуденное пекло. Делаю крюк, уходя от дороги к виднеющемуся вдали на взгорье бору, надеясь там переждать несносный сверлящий зной... Медно-золотистые, высоченные и прямые копья сосен, прибранные округлыми, слегка взъерошенными тюрбанчиками сквозных крон, вонзились в невесомое и ослепительное серебристо-голубое небо.Тень от деревьев чахлая. Бреду лесом, бороздя подошвами разбитых сапог по бронзово-коричневому паласу старых опавшых игл, украшенному редкими, чуть вялыми фиолетово-пурпурными венчиками цветущей буквицы. Останавливаюсь. Передо мной местами осыпавшийся, крутой глинистый яр, поросший редким малинником, и...счастье – внизу, меж бокастых в оспинах валунов, ворчит, едва слышная и еле приметная, безымянная речушка-невидимка. Вода!.. Припав на колени к жемчужно-искристому потоку, промываю воспаленные от жарищи, пота и пути глаза. Наплескавшись вволю, замечаю на дне в рябящей от бурунчиков речонке среди сверкачей и прочего невзрачного мелкого каменья розовато-малиновую с чёрными нитевидными прожилками гальку. Выловив необычную находку, разглядываю её, но ярая жара вскоре высушивает гладышок, и я равнодушно бросаю помертвевший камень обратно в холодную хрустально-прозрачную воду и ... забываю о нём на двадцать с лишним лет...
Родонит, орлец, розовый шпат, рубиновый шпат, бакан — вот, пожалуй, все известные наименования приглянувшейся тогда на лесном бережке цветной гальки. Родонит и орлец – наиболее прижившиеся. Первое произошло от греческого «родон» – роза. Второе – наше уральское и звучит-то эдак задиристо, вихрасто, курносо, по-своему красиво и очень-очень по-русски... Люди, случалось, находили яркие малиновые камешки в гнёздах орлов, в незапамятные времена обитавших у нас на Урале, вероятно, это и определило появление столь своеобразного и даже возвышенного названия необычного минерального образования.
Южнее Екатеринбурга, к востоку от села Курганова и до Белоярки, там, где, пожалуй, уже две сотни лет как нашли нарекли красивый нарядный камень орлецом, принято и поныне считать, что украшения и талисманы из него оберегают своих обладателей от бессонницы, беспокойства и близорукости. Глубокое же созерцание этого излучающего тепло и покой камня, по утверждению жителей Арамиля и Сысерти, способно даже унять острую боль в сердце. Многим среднеуральцам также доподлинно известно, что положенный под изголовье новорожденного полированный кусочек ярко-малинового орлеца сделает младенца в будущем непременно здоровым и красивым, умным и сильным, ловким и зорким, удачливым и богатым... Слава Богу, что камень не приносит обязательного счастья. Да и кажется, имея всё перечисленное, дополнительное счастье было бы чаду только в обузу...
Совсем не просто начать говорить о происхождении родонита, не выяснив прежде, что же он из себя представляет.
Собственно, родонит – прозрачный мономинерал глубокого малинового цвета. В месторождениях Среднего Урала он не встречается, но вот на разработках Южной Австралии кристаллы родонита не редкость, однако самоцветы ограночного качества редки крайне. Огранённые монокристаллы родонита очень похожи на рубины с сочным тёмно-малиновым нацветом. Привычный же для нас родонит есть не что иное, как цветной камень – красивая, плотная, тяжелая горная порода различных розовых, малиновых и алых оттенков, нередко имеющая пейзажный рисунок чёрного или буроватого цвета и называющаяся, как уже известно, орлецом. Порода эта состоит из собственно родонита и многих других минералов, соотношение которых очень сильно влияет на окраску, просвечиваемость и наличие дендритовых включений.
Временем рождения родонитсодержащего камня на Урале была палеозойская эра, а точнее ее девонский период, который начался четыреста десять миллионов лет назад и длился шестьдесят миллионов лет. В середине периода на месте нынешнего Каменного Пояса плескалось, видимо мелководное, море, выемки и складки дна которого были заполнены ранними осадочными скоплениями кремнезёма и окисными соединениями марганца. Тогда же периодически протекали обычные для той поры вулканические процессы. Подводные вулканы, извергаясь, заливали донные углубления сильными и обширными потоками магмы, также выносившими из недр Земли разные минеральные соединения, которые, дополнив химический состав отложений, предопределили особенные свойства и декоративные качества будущей породы. Так, вероятно, накопленные за долгое время первичные пласты ила, обогащённые минеральными внедрениями, под действием воды, высоких температур и колоссальных давлений, плотно накрытые жаркой, тяжёлой, громадной шапкой остывающей лавы, и переродились в алый камень – камень Зари – родонит-орлец... Позднее же, в конце девона, в пору герцинской складчатости – пору возникновения многих горных систем Европы и Азии, на месте древнейшего моря, соединив два материка, встали хребты Урала, у восточной стороны которых, спустя триста пятьдесят миллионов лет, и был обнаружен родонит...
Примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Екатеринбурга, на правом берегу речки Арамилки, близ села Малое Седельниково, в теле небольшой горушки, живописно именуемой Красной Горкой, до недавнего времени находилось, ныне уже бывшее, первое из открытых в России месторождение изумительного алого орлеца. Вообще-то проявлений родонита в восточных предгорьях Каменного Пояса не так-то уж и мало, но самое крупное и уникальное, поражающее неповторимой изысканностью камня, было именно здесь – в Большой Орлецовой копи. Основательным подтверждением тому являются находящиеся в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее Санкт-Петербурга неописуемой чарующей красоты изделия из этого благородного цветного камня.
Орлец... Довольно-таки много прекрасных образцов его довелось увидеть в коллекциях и на камнерезных предприятиях Урала, прежде чем эти строки легли на бумагу. И вот теперь с полной уверенностью могу утверждать, что камень, покрытый черной коркой, наиболее красив внутри и после распиливания чаще всего одаривает либо сочным алым цветом, либо неповторимым более дендритовым пейзажным рисунком – либо и тем, и другим. И вдруг... узнаётся в таких срезах предзакатная весенняя зорька, иссечённая чёрными ветвистыми силуэтами лиственниц; или пылающая осенней палитрой рыже-багряно-малиново-бурая листва кустов ирги; или пламя раздуваемого лёгким ветерком засыпающего ночного костра... Да разве можно обрисовать камни, их нужно видеть, и только увидев, сполна осознаешь их первозданную не тускнеющую прелесть.
Широкую известность орлец обрёл уже к концу XVIII века. Коренное месторождение близ уральского села Малое Седельниково дало серьезный толчок расцвету камнерезного искусства и многие годы питало могучий талант и преданную любовь к алому камню известных российских художников и мастеров гранильных фабрик России. С того времени и
до середины XIX столетия явились миру величественные роскошные вазы, чаши, торшеры и обелиски, прославившие Россию на международных салонах Европы. Но как при подъёме на горную вершину предполагается непременное возвращение к её подножию, так и в развитии, каким бы сильным и ярким оно ни было, заранее заложено роковое увядание.
Произошел заметный спад в производстве высокохудожественных монументальных изделий из камня, и стал он гораздо ощутимее после 1861 года – года отмены крепостного права. А далее – народные волнения и бунты, цепь изнуряющих войн впереслойку с революционными ситуациями и революциями на протяжении последующих почти шестидесяти лет привели к смене политического строя в самодержавной России. Гражданская война, а за ней интервенция разметали в прах и без того безнадежно больную экономику. Разруха и голод... Страна переживает тяжелый и длительный период строительства народного хозяйства –период выполнения грандиозных задач и таких же экономических программ.
...И наконец-то всеми забытый родонит ставится «на службу» народу. В отличие от прежних времен, высококачественный поделочный камень, ныне считающийся ювелирным, начали применять даже в качестве облицовочного... В основном же из него изготавливали мелкие изделия, бижутерию, спортивные кубки и сувениры, сувениры, сувениры...
Как примитивность прежних методов обработки камня из-за применения обсечки и высверловки, допотопного инструмента и тихоходного оборудования с очень ограниченными возможностями допускала громадные потери дорогого и невосполнимого сырья – потери, которые зачастую намного-намного превосходили вес будущего изделия, так и совершенство современной технологии с появлением высокопроизводительных точных станков, алмазного инструмента, твёрдых шлифовальных порошков и невиданного в былые времена прохладного отношения к каменному материалу привело к ещё более значительным и более неоправданным тратам. Пришлось, кстати, быть свидетелем того, как на одной весьма солидной камнерезной фабрике ретиво, но бездушно крошили алмазными пилами большие глыбы редкостного орлеца цвета красного коралла на малюсенькие кубички, дабы обтачивать их потом в еще более маленькие шарики, а уж из тех самых шариков делать затем бусинки... И подумалось печально: «А сколько таких вот глыб было пошинковано до меня и сколько же будет их еще после?..» Учитывая к тому же теперешнюю свободу выбора деятельности, почти беспрепятственное проникновение жаждущих бесплатного сырья на никем неохраняемые месторождения и способность к стремительному размножению, как амёб— делением, мелких предприятий камнеобработки с их низким эстетическим, техническим и этическим уровнем, становится тревожно даже и за яшму, которой пока ещё в горах Урала видимо-невидимо.
Но как бы то ни было, за последнее десятилетие случалось и случается все чаще и чаще видеть привлекающие внимание изящные глубоко продуманные работы крупных предприятий художественных изделий, а также отдельных взыскательных к себе художников камня.
Старые копи Малоседельниковского месторождения, как уже известно, содержали основные запасы орлеца России – камня, какому, увы, в мире не было равных по своим декоративным качествам. К настоящему времени родонит из Малого Седельникова постигла участь уральского малахита, которым когда-то повально красили крыши домов, предварительно смешав с олифой натолченный в ступе порошок этого изысканного и сегодня довольно-таки редкого минерала.
А что?.. Изумрудно-зеленая кровля – это, согласитесь, красиво! Но не огорчайтесь совсем. Будучи в Екатеринбурге, зайдите в Исторический сквер и вы увидите там... на приземистом постаменте последний из монолитов орлеца Большой Орлецовой копи.

Влечет нас в камне красота —
Мир глубины непостижимой,
Нетленье, краски, чистота —
Дыханье Вечности незримой...
Мы в Вечности — прострел луча,
Но иногда рукой беспечной
Мы рушим Красоту сплеча,
На краткий миг ворвавшись в Вечность.

.

Hosted by uCoz