Сабиров Ирек Нагимович  

Сабиров Ирек Нагимович родился 14 апреля 1950 г. в деревне Мемдель Высокогорского района Республики Татарстан в семье учителей.
Живописная природа, влияние семьи, увлеченной творчеством, способствовали пробуждению интереса к литературе и искусству. В доме имелась большая библиотека, выписывалось много газет и журналов. Ирек сочинял, рисовал, пел на концертах.
Окончив школу с золотой медалью, И. Сабиров поступил в Казанский химико-технологический институт. Его стихи впервые увидели свет в институтской многотиражной газете «Кировец».
По окончании института в 1973 г. был направлен в Челябинскую область, на завод «Сигнал» (позднее ГДУП «Сигнал-Полимер») города Еманжелинска, где за 25 лет прошел путь от мастера до главного инженера завода. С 1998 г. – в администрации города Еманжелинска, заместитель главы города.
Работая на производстве, активно участвовал в общественной жизни города, был членом горкома КПСС.
Продолжал писать стихи. Из-за отсутствия на Урале татарских изданий, наряду с татарским начал писать и на русском языке. Публикации его стихов стали регулярными в периодической печати Челябинска и Челябинской области.
В 1988 г. участвовал в создании Челябинского областного татаро-башкирского культурного центра. В 1989 г. создал центр татарской и башкирской культуры в городе Еманжелинске и руководил им в течение десяти лет. В 1989–90 гг. участвовал в создании первой областной газеты на татарском языке «Дуслык» (в 1996–97 гг. на общественных началах был главным редактором этой газеты). Заместитель председателя исполкома Конгресса татар Челябинской области с 2004 г. (член исполкома с 1997 г.). В 2005 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Член Союза журналистов России с 2004 г.
Член СП Татарстана с 2002 г., СП России с 2003 г. Живет в городе Еманжелинске Челябинской области.



Отдельные издания :
Люблю и верю: Стихи. На русском яз. – Челябинск. – Изд-во «Газета», 1997.
Яшим!..: Стихи. На татарском яз. – Челябинск. – Изд-во «Принт-Сервис», 1998.
Сезон клубники и зарниц: Стихи. На русском яз. – Челябинск. – Околица, 1998.
Аваз: Рассказы и стихи. На татарском яз. – Еманжелинская городская типография, 1999.
Апрель: Избранное. На русском яз. – Еманжелинск. – Дом печати, 2002.
Тормыш яме: Стихи. На татарском яз. – Еманжелинск. – Дом печати, 2004.
Манзара: Стихи. На татарском яз. – Казань. – Татарское книжное изд-во, 2004.
Основные публикации :
Стихи // От Урала до Невы. Сборник. – Челябинск. – Книга, 2001.
Стихи // Челябинские родники. Сборник произведений литературного объединения имени Акмуллы. – Челябинск. – Челябинская межрайонная типография, 2002.
Знакомство. Сборник поэзии и прозы южноуральских литераторов. – Челябинск. – ГОЦНТ, 2002.
Стихи // Соенче. – Челябинск. – Полиграф-Мастер, 2003.
Стихи // Область вдохновения. – Челябинск. – ЮУКИ, 2003.
Стихи и публицистика в журналах «Казан утлары», «Идел», «Мэйдан», «Агидель», «Сююмбике», в газетах «Ватаным Татарстан», «Мэдэни жомга», «Сабантуй», «Кызыл тан».

Литература :
Гайнуллин М. «…Старость наступает, когда любовь кончается»: Юбилей поэта // Южноуральская панорама. – 2000. – 8 июня.
Гарайшина М. Зыялылар – рухыбыз кэзгесе // Кызыл тан. – 1996. – 19 дек.
Ахтямова Ч. Мы ездили к Иреку // Литературная пятница. – 2005. – 13 мая.
Ахметзянова Ф. Лед и пламень // Ватаным Татарстан. – 2005. – 6 мая.

Ирек Сабиров

О ЛИТЕРАТУРЕ, ЛИТЕРАТОРАХ
И О ТВОРЧЕСТВЕ

*
Глаза наполняют слезы, сердце щемит как от стремительной езды, захлебываешься счастьем и печалью. Так рождаются стихи.
Так рождаются не все стихи. Одно из ста, может быть.
*
Многие арабские поэты средневековья жили при дворах халифов и эмиров и писали панегирики своим правителям. Но часто попадали в немилость – талантливому человеку надоедает слащавое однообразие (тем более – ложь), и он вместо восхвалений начинает сочинять сатиру.
Вот Аль-Мутаннаби: воспевал халифа Сейф-ад-Дауля, потом сбежал в Египет к его врагу Кафуру, писал ему панегирики и высмеивал прежнего хозяина; а позже, сбежав и от Кафура, писал сатиру и на него.
И вообще: в биографии большинства поэтов (не только арабских) быстро сменяются полосы: восторг – разочарование, любовь – ненависть, роскошь – нищета. У поэта вся жизнь в колдобинах.
*
Дайте нам возможность сочинять, изображать, изобретать; но не заставляйте нас восхвалять или хулить кого-либо против нашей воли; не принуждайте нас подчиняться и подчинять. Принуждаемый творец – это уже не творец.
*
Стихотворчество мешает практическим делам, быту, жизни. Еще на первом курсе, на лекции, впервые услышав слово «интеграл», мгновенная мысль была: интересное, лаконично звучащее слово, как бы его в стихотворную строку встроить. А нормальные студенты в это время, конечно, вникали в суть.
*
Порог третьего тысячелетия. Что только не создано человеком, и что только не создано для человека! Казалось бы, в мире должна царить сплошная гармония. Шекспир, Сервантес, Толстой, Эйнштейн, Королев, Лихачев…
А человек – свинья свиньей.
*
Вот что пишет Дмитрий Сергеевич Лихачев:
«Россию нельзя оторвать и от населяющих ее народов, составляющих вместе с русскими ее национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности сплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в мире страна».
Мудрая характеристика. Мудрый Лихачев.
*
Н. Гоголь: «Достоинство христианина в том, чтобы и в печали быть беспечальному духом».
Но это – достоинство не только христианина, но и любого зрелого, мудрого человека. Впрочем, наверное, под словом «христианин» Н. В. это и имел в виду.
*
Михаил Дудин: «...Заповедь нашего военного политического братства: писать только те стихи, которые если не напишешь – умрешь».
Я же умирал много раз в заводской суете, сутками бегая по цеху, на ночных испытаниях ракет, дымовых шашек и пр., на рабочих собраниях, оправдываясь за чью-то начальственную дурь перед озлобленными работницами... Как много я растерял.
*
Да! – невозможно писать стихи в состоянии опустошенности, с опущенными руками. Стихи требуют всего сердца, ума, всех сил.
*
Талант (не потенциальный, а фактически творящий) – это подтверждение способности противостоять и преодолевать внешние обстоятельства, препятствия. Человек, «застрявший» в жизненных невзгодах, только и успевает, что отбиваться, и ни о какой созидательной жизни речи быть не может. Чтобы творить, надо, чтобы – или условия благоприятствовали, или сам был достаточно сильным.
*
«Мы рождаемся для любви. И насколько мы не исполнили любви, мы томимся на свете. И насколько мы не исполнили любви, мы будем наказаны на том свете».
Это В. В. Розанов. Замечательно. *
Люцифер: «...Змий вам не лгал, он истиной прельстил вас. А истина, по существу, есть благо». Это «Каин» Байрона. Конечно, библейская легенда об Адаме и Еве и об Искусителе – это, по сути, биография каждого человека.
*
Древнеарабская мудрость: «Эмир, который не приближает к себе поэта, глупый эмир. Но поэт, который стремится быть приближенным к эмиру, вдвойне глуп».
*
Самокритика, а точнее – самоирония – признак (свойство) сильных и нравственно зрелых людей.
*
Неологизмы Игоря Северянина увлекают и удивляют. Но когда много читаешь, они надоедают, начинают казаться банальными. «Взорлил, гремящий, на престол...» «Скользь шагов...» «Он весь осолнечен, олунен...»
*
Я был впечатлительным, часто умилялся до слез, неумеренно радовался, от нахлынувших чувств, бывало, тайком плакал. Так я не дотянул бы и до совершеннолетия. Каким-то девяносто девятым чувством я догадался, что такое количество избыточных чувств можно материализовать, лишь превращая в стихи.
Это случилось где-то в первой пятилетке моей жизни.
*
Он сказал: «Ерунду болтает. Я ушел – зачем мне слушать его агроподагру».
*
О критике Пушкин говорит как о науке открывать красоту и недостатки в произведениях. «Где нет любви к искусству, там нет и критики», – вот как он замечательно сказал.
*
Поэт – это когда есть нескончаемая и невольная музыка в душе. Течет и течет музыка, то светло и радостно, то захлебываясь слезами, без начала и без конца.
Никто не знает, что это такое.

Hosted by uCoz