Павлов Александр Борисович  

Поэт родился 11 января 1950 года в г. Магнитогорске. После окончания восьмилетней школы с отличием закончил индустриальный техникум, работал вальцовщиком на прокатных станах комбината. Первые стихи опубликовал в 1969 году в газете “Магнитогорский рабочий”, занимался в городском литературном объединении им. Б. Ручьева. В том же году директором комбината А. Д. Филатовым за успехи в литературном творчестве был награжден именными часами. После воинской службы в войсках ПВО стал литсотрудником газеты “Магнитогорский металл”, а в 1973 году принял руководство литературным объединением комбината “Магнит”, поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького в творческий семинар В. Сидорова. Публикуется в местной, региональной и центральной печати, в журналах и коллективных сборниках. В 1975 году – участник VI Всесоюзного совещания молодых писателей, в семинаре поэта В. Федорова получает высокую оценку творчества руководителей семинара. В этом же году по линии ЦК ВЛКСМ участвует в работе первого Венгеро-Советского фестиваля молодежи в Венгрии, за очерки о которой отмечен Почетным дипломом журнала “Журналист” и ценным подарком. В 1976 году в издательстве “Современник” выходит первая книга стихов “Предгорья”, за которую становится лауреатом областной комсомольской премии “Орленок”. В 1978 году принят в Союз писателей СССР.
В 1981 году в издательстве “Современник” выходит вторая книга “Сверим время”, в 1982 – “Пологий свет” (ЮУКИ). В это время поэт увлекается переводами поэтов братских республик, в Москве выходят книги стихов, переведенные с алтайского, лакского, лезгинского, абазинского, калмыцкого, чеченского, ингушского и других языков. Побеждал во многих местных, региональных и центральных литературных конкурсах. На стихи А. Павлова написано более 50-ти песен как профессиональными, так и самодеятельными композиторами (А. Флярковский, Е. Птичкин, О. Иванов, В. Сидоров, В. Титов, А. Мордухович, А. Гардашников…).
В 1996 году при спонсорской помощи металлургического комбината А. Павлов издает том избранных стихотворений и поэм “Город и поэт”. Металлургическим комбинатам книга передана в дар десяткам родственных предприятий и библиотек области и страны. Продолжает руководить литобъединением “Магнит”. Совместно с композитором А. Мордуховичем выпустил диск песен “Магнитогорский шансон”. Награжден Серебряным Крестом “За возрождение Оренбургского казачества”. Член Правления Челябинской писательской организации. Живет и работает в Магнитогорске.



…“ПОДВЛАСТНЫ БОЛЬ И ТАЙНА…”


(Поэту Александру Борисовичу Павлову – 55 лет)

Впервые я встретился со своим одногодком, поэтом Александром Павловым в период оттепели 60-х в литобъединении “Красное солнышко”. Молодой рабочий парень, который вырос в Магнитке, “на окраине, дымом повитой”, отличался немногословностью, верил практике поэтического дела, а не пустопорожнему трепу, коим богаты литературные тусовки. Его судьба – исключение из правил, если говорить о скорых результатах в реализации дарования, которое как известно есть поручение. Первый свой сборник А.Павлов выпустил в 26 лет, когда учился в Московском литинституте. А в 28 лет, еще до окончания вуза, стал членом Союза писателей СССР. Весь этот путь по восходящей, в гору происходил в самый разгар застоя при жесточайшем отборе в СП, существовавшем во время развитого социализма, потому людям, оценивающим литературу по внешним обстоятельствам, стоит пояснить: Александр Павлов в поэтических изысканиях никогда не был приспособленцем. Да, он писал о Магнитке и трудовая тема – одна из основных в его сборниках. Но в отличие от щелкоперов, поставивших свое холодное рассудочное стихосложение на службу власти, в его стихах изначально присутствовало душевное тепло к рабочим людям, о которых он писал, были индивидуальность, честность, искренность и чистота голоса в строке. Не случайно литературную Магнитку в бывшем Союзе всегда представлял именно он.
Многие его стихи – порывистые, порой небрежно-угловатые, а порой изящно отшлифованные, прошли сквозь время, не утратив первозданности, дарили читателю чувство сопричастности к высокому искусству. Когда-то Борис Попов с восхищением отозвался о стихотворении “Струны порваны. Все…”. Но, как молния, вспыхивают в памяти и другие прекрасные строфы поэта Александра Павлова.

Казалось бы, как пусто и темно…
И жуткое паденье неизбежно.
И мгла вокруг, и море-то безбрежно.
А в утлой лодке протекает дно.
Казалось бы, осталось лишь одно:
проклясть года, что прожил безмятежно.
Все ближе шторм, немыслимей надежда…
Так на корню порой умрет зерно.
Но поле всколыхнет под солнце всходы –
неумолим и прост закон природы.
А в нем живое все отражено.
Ты потерял такое отраженье…
Казалось бы, бессмысленно сраженье…
Но распахнется млечное окно.

Я процитировал четвертый сонет из венка сонетов “Хлеб и сталь”, но уверяю тебя, читатель, что такая же безупречность исполнения свойственна всем пятнадцати частям этого лирического произведения.
В поэтическом арсенале А.Павлова четыре книги стихотворений, более 20 книг переводов с различных языков СССР. И думаю, в любом исключении из правил все же есть высшая закономерность: он не терял времени зря и честно отрабатывал свой Божий дар перед трудовой Магниткой, и по поэтическому росту, по стремительности развития этого дара опередил, пожалуй, всех далеко не бесталанных литераторов города. И длительное, измеряемое чередой лет, руководство А.Павловым литобъединением “Магнит” – это оплата по счетам сердечного долга перед людьми, любящими его поэзию.
Вот как душевно и точно сказал о главной книге Павлова “Город и поэт” коллега по ремеслу, член Союза российских писателей В.Некрасов, и к этой оценке, право, трудно что-то добавить: “Я читаю Сашины стихи, и там, как на картине с обратной перспективой, удаляется от меня, вырастая, неизвестный мне Павлов. “…Все чинно, все спокойно, все привычно, и на душе спокойствие, но вдруг над коробком зачем-то вздрогнет спичка и, сломанная, выпадет из рук”. Один, он застенчиво ходит по какому-то огромному, может быть, не ему принадлежащему, но им найденному зданию-вместилищу, замыкающему собой чувствуемый им мир. Пространство этого помещения уползает под своды заводских конструкций, туда, где “рождается в горячих смерчах сталь…”, где “грачи гнездо кладут на эстакаде…”, где “…темно от слепых фонарей, и гудки пробиваются длинно…”, где “в старом парке заглохшем надрывается сводный оркестр. Под неоновым светом карусельны и трепетны лица…” И, несмотря на приходящую к поэту тоску по деревенской природе, когда его “… пронзает ощущенье к сухой земле летящего дождя…”, муза поэта насквозь урбанистична”.
Поэт, корреспондент газеты “Магнитогорский Металл”, Александр Борисович Павлов поныне ходит, как шутят собратья по перу, по колено в рукописях молодых авторов, членов литобъединения “Магнит” при редакции “ММ”. Результатами сегодняшнего дня ему можно бы в честь юбилея и погордиться: ОАО ММК выпущено две солидных книги – “По тонкому льду” и “В кругу откровений”, где представлены стихотворения и проза литовцев. А.Павлов входит в состав редколлегии журнала “Берег А” и в состав жюри конкурса имени Нефедьева, является членом правления областного бюро Союза писателей России, а недавно стал членом-корреспондентом Академии Поэзии России. Стоит добавить здесь и еще одну важную работу, которая, по моему убеждению, была бы немыслима без Александра Борисовича, – на практике совместных дел в Магнитогорске по сути уже существует и действует ассоциация двух писательских союзов: Союза писателей России и Союза российских писателей.
Сегодня Александру Борисовичу Павлову – 55 лет, возраст поэтической силы, возраст передачи опыта молодым. С юбилеем его пришли поздравить известные литераторы города и многочисленные ученики. И невозможно в день юбилея под занавес статьи обойтись без стихотворения “Был ясен разум, тишина крута…”, в коем я вижу кредо жизни поэта:

Был ясен разум, тишина – крута.
А на листе не вышло ни черта.
Так речка в уготованное русло
бежит проворно, звонко да искусно,
но не сверкает рыба в глубине,
и чайка не куражится в волне.
Был ясен разум, холоден, как сталь,
а на листе такая скукота –
идешь невольно к истине извечной:
строка сильна, когда она беспечна.
Практичность в жизни – зябкая зима.
Она ведет к практичности ума.
Она ведет к практичности души.
Тогда пиши ты или не пиши –
не грянет взрыв шального подсознанья,
которому подвластны боль и тайна,
которому подсудны я и ты,
и человек, достигший высоты.

Юрий Ильясов,
член Союза российских писателей

Hosted by uCoz