Куницын Александр Васильевич  

Куницын Александр Васильевич родился 26 сентября 1938 года в Нижнем Тагиле Свердловской области, поэт, член СП СССР (1974). Детство и юность прошли в Троицке Челябинской области. Занимался в литературных объединениях Троицка, первые стихи опубликованы в конце 50-х гг. После окончания школы работал разнорабочим на стройке, слесарем на ЧМЗ, посещал литературное объединение "Металлург". В г. Липецке, работая в комсомольском штабе Всесоюзной ударной стройки кислородно-конвертерного цеха, вел литературное объединение, затем работал в Челябинском Обкоме ВЛКСМ. Сотрудничал с рядом районных и городских газет в Челябинске, Свердловской, Калужской обл. Печатал стихи в журналах "Октябрь", "Наш современник", "Москва", "Молодая гвардия", "Урал" и во многих коллективных сборниках, альманахах. Был участником Кемеровского совещания молодых авторов Западной Сибири и Урала (1966), V-го Всесоюзного совещания молодых писателей (1969). Автор 20 поэтических книг, воспевающих труд металлургов и романтику жизни рабочего города.

3. Е. Прокопьева

Соч.: Влюбленные: Стихи. Ч., 1964; Кладовуха: Стихи. Ч., 1975; Родня: Стихи. М., 1977; Лирика: Стихи. Свердловск, 1980; Челябинская тетрадь: Стихи. Ч., 1993.

Лит.: Суздалев Г. Влюбленность в жизнь // ЧР. 1964. 12 июня; Кузин Н. Около железа и огня // Кузин Н. В синем цехе огня и добра. М., 1978; Никишов Ю. Человек перед лицом космоса // Урал. 1986. № 7; Грязева Г. Космос огня и железа // ЧР. 1985. 27 янв.; Писатели Челябинской области: Биобиблиогр. справ. / Сост. В. В. Ильина. Ч., 1992.

САШЕ КУНИЦЫНУ— яркому поэту.
Н. Тряпкин
«В свое время с Урала прозвучал чистый и мужественный голос Бориса Ручьева. Потом мы с радостью открыли для себя замечательную уральскую поэтессу Людмилу Татьяничеву. Еще
позже критик А. Макаров заметил и представил любителям
отечественной поэзии яркие, своеобразные стихи Валентина
Сорокина.
С выходом «Огнецвета» можно смело сказать: с седых и
гордых гор Урала послышался новый, свежий, сочный и
хорошо поставленный голос.
Это голос поэта Александра Куницына».
Борис Куликов. «Литературная Россия».
А. «^
«Вообще-то, как художник слова, Куницын — большой
мастер. Некоторые его стихи просто потрясают — настолько
совершенно слияние в них содержания и формы».
Александр Лазарев, доктор филологических наук,
автор книг об уральском фольклоре.
Л. «А
«Можно только порадоваться, что у нас в городе живет такой лирик, поэт с чистым голосом и живыми человеческими чувствами».
Леонид Кузнецов. «Челябинский рабочий».
САША ! В Новом году будь
в меру драчлив, очень удачлив,
яц очень талантлив, очень щедр,
очень мудр, очень трезв,
очень писуч, очень могуч,
словом, стой, как кедрач,
У- живи не плачь;
Твой Виктор-Боков
КНИГИ АЛЕКСАНДРА КУНИЦЫНА
«Влюбленные». Челябинск. 1964 г.
«Зеленый ливень». Челябинск. 1968 г.
«Кладовуха». Москва. Издательство «Советская Россия». 1971 г.
«Огнецвет». Москва. Издательство «Современник». 1973 г.
«Кладовуха». Челябинск. 1975 г.
«Родня». Москва. Издательство «Советский писатель». 1977 г.
«Огненный ключ». Москва. Издательство «Современник». 1979 г.
«Лирика». Свердловск. 1980 г.
«Яблоко Ньютона». Челябинк. 1984 г.
«Звездочет». Челябинск. 1988 г.
«Стихи о любви». Миасская типография. 1989 г.
«О любви». Шумихинская типография. 1990 г.
«Ты — женщина!» Верхнеуфалейская типография. 1991 г.
«Интимные стихи». Красноармейская типография. 1992 г.
«Влюбленный кот». Фирма «АТОКСО». 1992 г.
«Челябинская тетрадь». Фирма «АТОКСО». 1993 г.
«Год Жареного Поросенка». Фирма «АТОКСО». 1995 г.

ПОЭТ ИЗ ЦЕХА ОГНЯ И ДОБРА
О жизни и творчестве челябинского поэта Александра Куницына

Александр Куницын – мой давний и хороший товарищ, талантливый поэт, и это слово, прежде всего, о друге и поэте.
Мы познакомились с ним весной 1964 года. Я только что вернулся со службы из армии, приехал в Челябинск, поступил работать в заводскую газету «Челябинский металлург». Редактором был опытный журналист и умный наставник Алексей Иванович Костерин. Он любил и уважал заводских поэтов, отводил под их стихи целые страницы, нередко печатал и прозу.
А вскоре в редакции появился высокий сухощавый молодой человек, лет 26-27, с черными торчащими волосами, чуть-чуть раскосыми глазами.
– Саша Куницын, наш новый литсотрудник, – представил его коллективу Алексей Иванович. – Он пришел к нам из цеха шлаковых материалов, где работал слесарем.
В ту пору я был новичком в редакции, и Александр почему-то сразу потянулся ко мне. Мы быстро сдружились, вместе засиживались допоздна в редакции, подбирая материалы для очередной литстраницы или разворота на две полосы «Юность в пути», который готовили вместе с завкомом комсомола. А потом вместе шли во Дворец металлургов – на заводские вечера или просто на танцы.
В ту пору при Дворце культуры ЧМЗ (комбинатом завод стал называться в начале 80-х годов) активно работало литературное объединение «Металлург». В нем занимались немало способных прозаиков – Михаил Колягин, Зоя Прокопьева, Николай Егоров, журналист Елена Селиванова; позднее к ним присоединились Николай Новоселов, Игорь Сюмкин и другие. Но в основном литобъединение славилось творчеством заводских поэтов. Это, прежде всего, Валентин Сорокин, Вячеслав Богданов, Николай Валяев, Анатолий Головин, Геннадий Комаров, Атилла Садыков, Александр Куницын, Ольга Балакина; чуть позднее в литобъединение пришли Геннадий Суздалев, Валерий Тряпша, Владимир Носков, Михаил Шанбатуев. Их стихи и поэмы широко публиковались в местной и центральной печати, в журналах «Молодая гвардия», «Волга», «Урал», «Уральский следопыт», в коллективных сборниках. Общепризнанным лидером среди поэтов был Валентин Сорокин, к 1964 году он издал уже четыре сборника стихов и поэм, был принят в Союз писателей СССР, учился на Высших литературных курсах. Следом за ним шли Вячеслав Богданов и Николай Валяев, между ними постоянно происходило творческое соперничество. Ну, а после них – Александр Куницын. Он-то и познакомил меня с литературным братством ЧМЗ.
Уже при мне, в 1964-1965 годах, в Южно-Уральском книжном издательстве вышли первые сборники стихов заводских поэтов: «Искры огня» Николая Валяева, «Звон колосьев» Вячеслава Богданова, «Через огонь» Ивана Картополова и «Влюбленные» Александра Куницына. Помню, когда Саша привез из издательства десять авторских экземпляров своей книжки, его радости не было границ. Мы хорошо обмыли ее. Кажется, после этого мероприятия потеряли тексты статей, несколько фотоклише и макет нескольких полос очередного номера, которые должны были отвезти в типографию. Едва не сорвали выпуск газеты. Костерин готов был выгнать нас с работы, но мы были молоды, отчаянны, надеялись, что шеф простит наше легкомыслие. К тому же за нас вступился ответственный секретарь газеты Юрий Константинович Смирнов. «Если мы выгоним этих ребят, кто же будет делать газету?» – буркнул он. Эта фраза и охладила гневный пыл редактора.
К тому времени я уже хорошо познакомился с А. Куницыным, неплохо знал его судьбу. Родился он в Нижнем Тагиле 25 сентября 1938 года, но вскоре его семья вместе с мальцом переехала в Троицк Челябинской области. В первые же месяцы войны ушел на фронт отец и погиб в одном из первых сражений. Это обстоятельство наложило отпечаток на всю дальнейшую судьбу будущего поэта. Во-первых, Александр бережно хранит память об отце. Во-вторых, он рос у матери Валентины Тимофеевны вместе с сестрой в нелегких условиях. В раннем детстве серьезно болел, в школу пошел вместе со сверстниками, но вскоре из-за болезни был вынужден оставить учебу. Занимался дома, с помощью Валентины Тимофеевны, работавшей медсестрой, экстерном сдавал экзамены. В пору юности посещал занятия городского литобъединения «Степь», познакомился здесь с талантливым прозаиком Рустамом Валеевым и другими литераторами. Первые стихи опубликовал в Троицкой газете «Вперед». Уже тогда они выделялись свежестью мысли и яркостью образов.
Получив аттестат зрелости, Александр покинул Троицк, приехал в Челябинск, поступил на филфак Челябинского пединститута. У него крепкая память и острый ум. Учась на первом курсе, он в совершенстве владел объемом знаний, необходимым выпускнику. И в то же время безответственно относился к занятиям, пропускал их, иногда выпивал. Однажды вместе с дружками хорошо выпили и учинили драку. Это было ЧП для педагогического вуза. Их всех отчислили из института, среди них был и А. Куницын. Больше он не предпринимал попыток поступить в вуз, хотя позднее, вступив в Союз писателей, поговаривал, что неплохо бы поступить в Литинститут или на ВЛК, чтобы пожить в Москве, поближе познакомиться с редакциями журналов и книжными издательствами.
Он много читал, еще в юности и молодости занимался самообразованием, разумеется, без какой-либо системы, но достаточно основательно и глубоко. Когда я возвращался с очередной сессии, Саша интересовался, в какой мере мы изучали творчество того или иного прозаика или поэта. Я рассказывал, а он подхватывал тему моего рассказа и дополнял такими подробными деталями, о которых я просто не имел представления. Однажды я был свидетелем его спора с выпускниками пединститута. Он дал им право задать ему пять любых вопросов по истории и литературе. В случае, если он не ответит, то идет за бутылкой болгарского вина (тогда в продаже его было много); если же ответит на все пять вопросов, то идут они. Кичившиеся своими знаниями будущие историки были вынуждены признать свое поражение. Вот эту феноменальную память, знание мировой и отечественной истории и литературы поэт сохранил по сей день.
Первые стихи А. Куницына заметила и оценила уральская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева. Она предложила Саше стать редактором его первой книжки на общественных началах. Это спасло от вульгарного вторжения в его гармоничный стих необузданного редактора (чего греха таить, тогда таких было хоть пруд пруди!). Весной 1965-го вышел в свет его первенец «Влюбленные», Он сразу же был замечен и взыскательными читателями, и прессой. Гораздо труднее далась А. Куницыну вторая книжка – «Кладовуха». В 1966 году в Кемерово проводилось зональное совещание молодых поэтов Урала и Западной Сибири. Его вели признанные мастера поэтического слова Василий Федоров, Виктор Боков и другие. Александр Куницын вместе с Вячеславом Богдановым поехали на это совещание без направления областной писательской организации, на свой страх и риск. В. Богданову повезло: он оказался в семинаре Василия Федорова, которому по своему темпераменту, влюбленности в родные тамбовские поля и горячие цеха завода оказался очень близок. Василий Дмитриевич высоко оценил творчество В. Богданова, а совещание рекомендовало московскому издательству «Молодая гвардия» выпустить его новый сборник стихов. Туже пришлось Александру Куницыну. Он попал в семинар, которым руководил Виктор Боков. Он отнесся к первой книжке, а главное, к рукописи новых стихов нашего земляка взыскательно, выразил надежду, что автор учтет уроки совещания и выпустит более зрелую книжку, чем первая. Вернувшись из Кемерово, А. Куницын принципиально пересмотрел отношение к своему прежнему творчеству. Он говорил мне в ту пору, что надо бороться с гладкописью (хорошие стихи могут писать многие), что нужно глубже копать по содержанию и серьезнее заниматься языком. С той поры в его стихах во весь голос зазвучала уральская тематика: история пугачевского бунта, детали демидовских времен, явственно слышался гулкий рабочий ритм современного Урала. Все это он переплавлял в тугое поэтическое слово и выдавал более пронзительные и лучшие стихи, чем прежде.
Итак, пора ученичества завершилась. Наступила пора профессионального отношения к творчеству. Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба поэта А. Куницына, если б он не побывал в Кемерово, не встретил там умных и опытных наставников – В. Бокова и Д. Позднее оба мастера, встретившись с А. Куницыным в Челябинске, познакомившись с его новыми стихами, пришли к выводу, что поэт извлек верные уроки из их критики, что он на голову вырос по сравнению с кемеровским периодом. Вторая книга стихов «Кладовуха», вышедшая спустя несколько лет после первой, стала заметным явлением в уральской поэзии. По существу, с нее и начался поэт Александр Куницын. Ее высоко оценил московский поэт Иван Лысцов.
Александр Куницын много ездит по стране. Живет и работает литсотрудником местной газеты в городе Медыни Калужской области, в Липецке в комсомольском штабе Всесоюзной ударной стройки кислородно-конвертерного цеха, вел литобъединение, затем работал журналистом в городе Красноуфимске Свердловской области, инструктором отдела пропаганды Челябинского обкома комсомола.
Где бы ни жил и ни работал А. Куницын, он повсюду тесно сотрудничал с редакциями районных и городских газет. Но этим не ограничивался. Печатал стихи в журналах «Октябрь», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Урал», во многих коллективных сборниках и альманахах. Кроме Кемеровского совещания, он был участником V Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве в 1969 году.
Следом за «Кладовухой» в Москве, Челябинске и Свердловске выходят новые поэтические сборники А. Куницына с такими же яркими и выразительными названиями: «Родня», «Челябинская тетрадь» и другие.
Всего 20 сборников стихов выпустил за сорокалетний творческий путь Александр Куницын. Своими произведениями он прочно заявил о себе и на Урале, и во всей России. О его творчестве заговорили маститые поэты и литературные критики. О нем высоко отозвались в печати поэты Виктор Боков, Людмила Татьяничева, Михаил Львов, Валентин Сорокин, критик Николай Кузин. Думается, невозможно представить современную лирику Урала без ярких, цветастых и в то же время глубоких по мысли стихов А. Куницына. Они остаются в памяти, западают в душу.
Гонял кота я веником,
Телка кормил с руки.
Тоже современники,
Тоже земляки, –
с теплой улыбкой пишет А. Куницын.
К сожалению, не все в жизни происходит так гладко, как хотелось бы. Порой жизненные неудачи и передряги больно сказываются и на жизненной, и творческой судьбе. Навязанная нам перестройка, обесценивание ценностей, ловкость и обман дельцов сделали свое подлое дело. Кто-то из знакомых очень ловко поживился за счет поэта А. Куницына: издав несколько тонюсеньких сборников стихов и буклетов, ловкачи сначала лишили его отдельной квартиры, которую ему выделил Литфонд Союза писателей, а затем и той комнаты, в которую он переехал. Сейчас поэт ютится в одном из городских общежитий, существует впроголодь на жалкую «минималку»; по существу, он не живет, а едва сводит концы с концами. Время от времени у него бывают друзья, приносят что-то с собой перекусить. Давно исчез Литфонд, а у Союза писателей нет средств, чтобы помочь поэту. А. Куницын только и живет одной надеждой, что власти – областные и городские – все-таки вспомнят о нем. Он уже давно подготовил к печати рукопись стихов о Челябинске, нашел поэтичное название «Улица Татьяничевой». В сборнике все стихи посвящены близким ему людям: Б. Ручьеву, Л. Татьяничевой, М. Львову, В. Сорокину, В. Богданову, В. Поляничко, И. Панфиловскому, В. Гребневу и т.д., и т.п. Все они так или иначе связаны с Челябинском. Поэт живет надеждой и верит, что его поэзия еще будет востребована нынешним поколением южноуральцев. Жаль, если этого не случится. В этом случае потеряет не только автор, но и мы с вами – его современники и земляки. Потеряем чистую, как родник, поэзию, живое умное и пронзительное слово.

Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ.

Литература: Суздалев Г. Влюбленность в жизнь // ЧР. 1964. 12 июня; Кузин Н. Около железа и огня // Кузин Н. В синем цехе огня и добра. М., 1978; Никишов Ю. Человек перед лицом космоса // Урал. 1986. № 7; Грязева Г. Космос огня и железа // ЧР. 1985. 27 янв.; Писатели Челябинской области: Биобиблиографический справочник / Сост. В.В. Ильина. Ч., 1992.

Hosted by uCoz