Член Союза писателей России с 04.10. 2002 г.
Атеев Алексей Григорьевич родился 12. 08. 1953 г. в Магнитогорске в семье детей первостроителей города. В 1970 году окончил магнитогорскую среднюю школу № 51. С 1971 по 1979 год трудился в различных предприятиях и организациях Магнитогорска. Был санитаром в медицинских учреждениях, лесником, нагревальщиком металла на металлургическом комбинате. В 1979 году поступил на очное отделение Магнитогорского педагогического института, по специальности «филология». По окончании института поступил на работу в редакцию городской газеты « Магнитогорский рабочий», где и трудился по 31. 12. 2004 год. Прошел путь от корреспондента отдела промышленности да заместителя главного редактора.
О творчестве: работает в жанре магического реализма.
Литературным трудом занялся в 1990 году, начав с публикации на страницах «Магнитогорского рабочего» повести «Загадка старого кладбища» под псевдонимом Аркадий Бутырский. Повесть получила широкое признание читателей, и была перепечатана целым рядом периодических изданий тогдашнего СССР, начиная от Туркмении и кончая Архангельском, а также, чуть позже была опубликована в Израиле, в русскоязычных журналах «Окна» и «Времена». Повесть была также напечатана в московском молодежном журнале «Смена» (№1 / 1993г., продолжение №№ 6, 7 / 1994г.)
В дальнейшем повесть вышла отдельной книгой в московском издательстве «ВиМ» в 1994 году.
На сегодняшний день (начало апреля 2005 года) вышло семнадцать (включая переиздания) книг Алексея Атеева общим тиражом 400 000 экземпляров.
Наиболее известные: «Загадка старого кладбища» 1994 г. изд. «ВиМ», издавалась также под заглавиями «Солнце мертвых» и «Молот ведьм» ( все в «ЭКСМО» г.Москва); «Пригоршня тьмы» ( «ЭКСМО» г.1997); «Черное дело» ( изд. «ЭКСМО» 1998г) также под заглавием «Русский Дракула»; « Псы Вавилона» ( «ЭКСМО – пресс», г. 2002); «Карты Люцифера» ( «ЭКСМО» г.2003); «Девятая жизнь нечисти» («ЭКСМО» г.2004).
Кроме того, постоянный автор журнала «Смена». (Публикации в 1993, 1994, 2001, 2003).
Лауреат литературной премии имени Константина Нефедьева за книгу «Псы Вавилона» в 2002 году, номинант премии «Национальный бестселлер» в 2003 году.
Среди критических публикаций по творчеству Алексея Атеева следует отметить следующие: статьи члена союза писателей России Риммы Дышаленковой в газете «Магнитогорский рабочий», журнале «Челябинск», №1, 2000г., Виктории Фроловой «Король мистики» в газете «Челябинский Рабочий» (26.03.2003).
Повесть «Загадка старого кладбища» была экранизирована в 2004 году кинокомпанией « STG CINEMA» , режиссер Станислав Грачев.
УЖАСОПИСЕЦ КАКОВ ОН ЕСТЬ
Ответы на вопросы журнала «Смена»
Думается, читателям будет интересно, кто скрывается за именем Алексей Атеев. Расскажите о себе, о своем стиле жизни.
Итак, о себе любимом. Мне – пятьдесят лет. Внешность довольно колоритная: я упитан, широк в плечах, большой живот, задница маленькая, ношу шестидесятый размер головного убора. Женат один раз, двое взрослых ребят: сын и дочь. По знаку зодиака – Лев. По характеру… В детстве папа часто повторял в мой адрес слова Чехова из рассказа «Детвора»: « На вид он флегма, но в душе – порядочная бестия». Я не злой, но и не добрый, достаточно открытый и, в то же время, замкнутый. Словом, самый обычный… Ой, ли? – тут же слышу внутренний голос.
Родился и живу, как уже сообщал, в Магнитогорске.
Я – типичный продукт эпохи семидесятых годов. Мировоззрение мое сформировали чтение и улица. Из политических организаций состоял только в пионерах. Правда, в школе приняли в комсомол, но после ее окончания взносы платить перестал, поскольку долго нигде не задерживался. В молодости сменил множество разных профессий, о некоторых из которых уже сообщал. Кроме них был цветоводом, лесником, нагревальщиком металла на металлургическом комбинате, еще кем –то… Учился в горно – металлургическом, и медицинском институтах, но, в результате, закончил филфак педагогического института. В школу, конечно же, не пошел, а подался в журналисты, в городскую газету под названием, «Магнитогорский рабочий», где довольно быстро сделал карьеру, достигнув поста заместителя главного редактора. Журналистикой, однако, занимался мало, а был газетчиком – технарем. В апреле прошлого года, в ходе смены власти, покинул, ставшие родными, стены редакции, пустившись в свободное плавание.
Основное увлечение с юношеских лет и по сию пору, – рок-музыка. Собрал довольно приличную коллекцию компакт-дисков. Кроме этого, интересуюсь нумизматикой, собираю старинные монетки.
Еще я люблю собак. Сейчас у меня есть американский стаффордширский терьер - немолодая сучка по кличке Озма, а до нее был короткошерстый сенбернар Ней.
Всему прочему предпочитаю свободу. Возможно, я понимаю ее несколько своеобразно, но никому кланяться не привык. На том стоим.
На писателя, тем более, «ужасописца» ни коим образом не похож, скорее, на «нового русского». У меня нет бороды, горящего взгляда, худобы. Посторонние часто обращаются на «ты», почему – то особо благоволят ко мне люмпены. У меня есть знакомые политики, министры, депутаты Государственной Думы, миллионеры, крупные промышленники, а так же, чиновники, бомжи, проститутки, воры, торговцы, журналисты, литераторы, шулера, и много кто еще. Не склонен клеймить и обличать существующие порядки, или, наоборот, воспевать новый строй. Часто впадаю в уныние. Выпиваю умеренно. Наркотики не употребляю, хотя и пробовал. Я – самый обычный законопослушный гражданин. Однако…
Действие всех ваших романов написанных после распада СССР, происходит в прошлом: в 30 - ых, 60 - ых, 70 - ых годах. Почему вы переносите действие своих вещей именно в эти эпохи, они вам дороги или интересны? Или вам по какой – то причине неинтересно или неприятно писать про современность?
По правде, говоря, я не отдаю предпочтение тому или иному времени. На мой взгляд, каждая эпоха по – своему, интересна, а, поскольку я уже « не молодой юнош» и помню прошлые годы, начиная с конца пятидесятых, то могу со всей ответственностью заявить: не бывает плохих или хороших времен. Когда тебе двадцать, будь хоть война, все равно, молодость берет свое. А в пятьдесят вспоминают годы юности с идиотическим умилением, утверждая, что «раньше было лучше». А просто был молод! Вот и все. Я тоже могу сказать, что в пресловутые «годы застоя» жил весьма неплохо. Мы пили вино, слушали музыку, и нам было наплевать на все идеологии. Помню, в конце шестидесятых распевали песенку: «На Восток езжай, сынок, - говорит мне папа. Не хочу я на Восток, я хочу на Запад». Конечно, были и такие, кто делал карьеру через комсомол, через другие общественные организации. Нынче они, в большинстве, в передовом отряде строителей капитализма. Но, в основном, мои сверстники сегодня самые заурядные люди.
Но в чем я, безусловно, уверен, так в том, что у каждого времени есть как бы свой «запах». Во всяком случае, у меня присутствует подобное ощущение. А с этим чувством писать книгу про любую минувшую эпоху, в общем-то, несложно. Для меня главное, не домысливать на свой лад образ той или иной исторической личности, как делают некоторые авторы, а показывать обычную жизнь в необычном преломлении. К сожалению, я пока не написал книг про двадцатые годы, хотя очень интересуюсь тем периодом истории. Нет у меня и произведений про времена «проклятого царизма». Про пятидесятые годы я написал один роман, но он до сих пор не опубликован. Называется «Пасынки ночи». Что касается дня сегодняшнего, то у меня нет против него ни малейшего предубеждения. Сегодня жить интересно, да и возможностей побольше. Какой чудак при советской власти стал бы публиковать мистическую прозу? Чтобы в те годы стать писателем, нужно было идти на компромисс с властями, и даже в этом случае, провинциалу пробиться было практически невозможно. Зато писатель в те времена по статусу был чуть ниже космонавта, да и по доходам стоял на том же уровне. Два года назад меня приняли в Союз писателей России. Произошло это достопамятное событие в Челябинске, где находится правление областной писательской организации. Всего в области 45 членов Союза… Процентов на восемьдесят это убогие неимущие старики, во всяком случае, такое впечатление они производили.
« - Вот и будь пиратом после этого! - сказал молодой моряк.
- Да, но не будь дураком! - отвечал Сильвер.»
Вы пишете довольно простым и доступным языком. Считаете ли вы свой отличительный (язык?) плюсом или минусом? По крайней мере, я могу сказать, что автор – вы, даже не глядя на обложку. Но, при этом, если кому-то не нравится этот стиль, он, однозначно, не переменит свое мнение.
Я просто по-другому не умею. Как ни старайся контролировать стилистику, все равно не сможешь долго это делать. Язык присущий именно тебе, так или иначе, выплывет наружу. Конечно, старюсь, чтобы конкретный персонаж имел отличную от других лексику. Ведь присущие только ему речевые обороты, лучше всего рисуют его образ. Ясно, что уголовник говорит иначе, чем профессор консерватории, а молодежный слэнг не присущ пенсионерке. Тем более важен язык, когда пишешь о прошлых эпохах. Приходится копаться в словарях, использовать обороты из книг того времени. Но, при этом, существует опасность «пересолить». Как вы правильно отметили: не всем нравится мой язык. Часто указывают на его чрезмерную простоту, упрощенность, излишнее использование жаргонных слов. Но, коли, по вашему утверждению, меня не сложно отличить от других авторов, считаю это плюсом. Так сказать: «стилем – с берем… стилем -с»!
Жанр ужасов довольно часто символичен, За основной фабулой или какими – то вещами автор прячет намек на что –то иное, на социальный строй или какие – то явления. Присущ ли такой подход вам? Если да, то, не могли ли вы привести какие – нибудь примеры этого?
Безусловно вы правы. За сюжетом очень часто скрываются весьма прозрачные намеки. В то же время, работа в жанре «несерьезного чтива» позволяет не опасаться каких – либо преследований или даже административных окриков. Впрочем, сейчас это не имеет особого значения. А примеров подобного подхода сколько угодно. Возьмем хотя бы, «Старое кладбище…» Во второй части речь идет о новом, социалистическом городе, построенном на месте старого кладбища. Тут, конечно, прямая аналогия с « Иванами, не помнящими родства». Для советского человека это достаточно характерно. И не потому, что ему было безразлично прошлое собственной семьи, рода…Просто, страх репрессий настолько въелся в народную память, что о предках, даже благополучных, предпочитали не вспоминать. Да и были ли они, благополучные? Но, с другой стороны, есть в этом явлении и элементарное невежество, бескультурье… Мне приходилось общаться с немцами, высланными в свое время с Поволжья, Кавказа… Так он до сих пор помнят, из каких уголков Германии прибыли в Россию их предки в восемнадцатом, начале девятнадцатого веков. Репрессиям они подвергались, может быть, даже большим, а вот помнят!
Так вот, про Старое кладбище… Магнитогорск построен хоть и на пустом месте, но у него имелась предшественница – казачья станица Магнитная, заложенная еще при Матушке Екатерине. Сейчас она слилась с городом, а во времена моей молодости, находилась на отшибе. В ней располагалась психиатрическая больница, да и сейчас она там находится. Когда-то станица была довольно большим населенным пунктом. Через нее прокатывались и Пугачевское восстание и волны Гражданской войны, но во второй половине тридцатых годов, три четверти ее домов ушли под воду заводского пруда. В ней имелось три кладбища. Одно затоплено, другое находилось в самом центре нынешнего поселка и сейчас застроено, а самое последнее, еще в восьмидесятые годы существовало. На нем уже никого не хоронили, но в то время сохранялся целый ряд надгробий, связанных со строительством города. ( Кстати, там похоронен и мой прадед) Имелись там памятники и комсомольцам – первостроителям Магнитки с такими надписями: «Погиб в час дня на домне» или с выведенными сваркой буквами «КИМ» ( коммунистический интернационал молодежи). Были и другие памятники. Помню солидное надгробье какой-то еврейке – врачу, датированное тридцать четвертым или тридцать пятым годом. И вот такая деталь. Фамилия этой еврейки была… ну, скажем, Шумахер. Так какой-то энтузиаст срубил зубилом четыре первых буквы, зато оставил три последние. Учитывая, что памятник сделан из гранита, работа оказалась явно трудоемкой, однако выполнена была с таким тщанием, что разобрать первые буквы было невозможно. Потом это кладбище снесли, не оставив и следа от надгробий комсомольцев-первостроителей, евреек, и прочих граждан, в том числе и моего прадеда. Построили на этом месте безликие многоэтажки. Почему, зачем – непонятно. Места вокруг предостаточно, можно, было, если уж кладбище так мешало, на его месте мемориальный сквер разбить… Но, как известно, дураков не сеют, они сами родятся. Это иллюстрация к «Иванам, не помнящим родства».
Нужно добавить, что после опубликования второй части «Загадки…» в городской газете, к некоторым жильцам домов, построенных на снесенном кладбище, стали являться мертвецы и привидения.
Случались ли с вами занятные истории, связанные с вашим авторством? Могли бы вы поделиться какой- нибудь из них?
После того, как я приобрел в родном городе репутацию «ужасописца» и мистика, ко мне время от времени стали наведываться разного рода умалишенные. Помню, явилась одна девица, толстая как свинья и, плюс к этому, обладавшая тяжелым немигающим взглядом черных глаз. Она просила сжить с белого света одного знаменитого певца, фамилию называть не буду. По словам свиноподобной девицы, она являлась страстной поклонницей данной супер-звезды и посещала отдельные его концерты в различных городах страны, причем, всегда сидела на первых рядах. Однако певец внимания на нее не обращал (по-моему, он вообще другой сексуальной ориентации). Но и будь он нормальным мужиком, все равно, у этой девки шансов практически не имелось, хотя она была о своей внешности самого высокого мнения. Короче, она решила его уморить, для чего выполняла разные магические манипуляции. Перечислять не буду. Но на певца, как ни странно, чары не действовали. И вот она решила, что я должен ей помочь. Естественно, я послал ее подальше. Поскольку певец до сих пор резво скачет по сцене, думаю, у нее так ничего и не получилось.
Конечно, являлись и более темные личности, чем эта фанатка. Как – то я разговорился с одним практикующим магом. Как и вся подобная публика, этот тип напускал на себя жуткую таинственность. Я даже не знаю, был ли он местным жителем, или кочевал по градам и весям в поисках «философского камня». Но, безусловно, в магии он понимал, поскольку даже опубликовал практическое руководство по ней. Между прочим, этот деятель, в связи с обсуждением сюжета «Загадки…» рассказал мне, как отличить эпилептический припадок от приступа одержимости. Одержимый никогда не мочится под себя во время приступа. Так вот, я спросил его: много ли в городе настоящих ведьм? Он ответил, что всегда было много и сейчас достаточно, и, опять же, привел ряд фактов. Вообще, у меня сложилось впечатление, что в городе кроме нескольких экзальтированных личностей, которые играют в сатанистов, существует и нечто вроде настоящей секты, занимающейся именно практической магией. Причем, создалось ощущение, что ко мне некоторое время присматривались именно представители этой секты.
|